Лирическое отступление n°8

Éonnagata,
de et par Robert Lepage, Sylvie Guillem et Rassel Maliphant: danse, arts martiaux, parole, musique contemporaine aux événements dont il s’agit dans le spectacle (Pergolesi, Scarlatti, Gluck, Bach père et fils etc.) et les percussions du concepteur sonore Jean-Sébastien Côté, rythmés par le jeu géométrique de lumières qui deviennent presque à elles seules le décor (Michael Hulls), les costumes qui dessinent au plus près les corps ou les cachent dans de larges kimonos ou les transforment avec ces structures de jupes-paniers (Alexander McQueen), une reflexion sur la représentation d’un genre par son opposé, sur leur confusion (qui rejoint celle-ci) et une excursion passionnante dans le mystère troublant de l’identité de ce chevalier d’Éon qui reste entier même après un récit très exhaustif.

J’ai particulièrement aimé une scène, celle entre Éon et Beaumarchais , jouée/dansée deux fois : la première avec un dialogue et la seconde – sans, ce qui en changeait la lecture en plus ambiguë et plus riche.

Malgré mes digressions lyriques trop fréquentes j’ai eu envie de partager sans tarder cette nouvelle expérience de théâtre (la consigner aussi, comme dans un journal), transcendante comme tout ce que nous avons déjà vu (ou vécu?) dans la mise en scène de Robert Lepage, dont son Lipsynch de 9 heures d’une profondeur et d’une intensité telles qu’au bout de 9 heures on ne voulait pas que ça se termine! (généralement je pleure très rarement au théâtre, et là je riais aussi, oui je crois bien que nous l’avons vécu).

Une chorale de destins croisés qui reconstituent tout au long du spectacle celui, tragique, d’une jeune fille vendue par son propre oncle, violée et morte avec son bébé dans les bras. Je ne donne ici qu’un aperçu trop court et incompéhensible, un article plus complet , ou sur le site de la compagnie de R. Lepage:
Ex Machina

…………………………………………………………………………………………………………………

Шарль де Бомон, шевалье д’Эон, при рождении в 1728 году получил имя Шарля-Женевьевы-Луи-… и т.д., мужские и женские имена вперемешку: то ли потому что врач, принимавший роды, якобы не смог из-за оставшейся плодной оболочки определить пол младенца, то ли из-за какой-то тёмной истории с наследством. Как бы то ни было, эта двойственность в определении его личности преследовала его всю жизнь. Юрист, дипломат, шпион его величества сначала при дворе Елизаветы Великой, переодетый женщиной чтобы стать её придворной « чтицей », впоследствии в Англии, где под старость в обмен на компрометирующие письма Луи XV (о предполагавшемся захвате Альбиона!) он получил пенсию, но был вынужден Луи XVI-ым снова носить, не снимая, женское платье. Англичане делали ставки: какого же пола эта мадемуазель д’Эон, мужского, женского, или гермафродит? и только после его смерти в 1810 году врачи засвидетельствовали при вскрытии, что была старушка Шарль-Женевьева всё-таки мужчиной.

Вот о такой незаурядной личности поставили свой незурядный спектакль канадский гений театра Роберт Лепаж, танцовщица Сильви Гиллем и хореограф Рассел Малифант : смесь танца, слова и боевых искусств, музыки той эпохи (Скарлатти, Глюк, Бах с сыном, и русская Мария Зубова) и современных ударных (Ж.-С. Коте), в построенной часто исключительно на световых эффектах сценографии, в костюмах А. Маккуина, задуманных до его преждевременной смерти: обрисовывающих тело трико, прячущих его широких кимоно, превращающих его в женское жестких каркасах юбок-панье.

Создателей спектакля по их словам прежде всего интересовало, как представить человека одного пола актёром пола противоположного (как будто эхо этого спектакля), в театре европейском, японском, и в жизни: кем же был д’Эон на самом деле? Несмотря на подробное и яркое повествование, тайна его так и остаётся неразгаданной…

На нижнем видео – воспоминание об одном из сильнейших в моей жизни театральных переживаний, 9-ти часовом Lipsynch того же Роберта Лепажа: я смеялась и плакала, я жила с ними (с актёрами или реально существующими, страдающими и радующимися, людьми? не знаю) все эти 9 часов. Формальные поиски и использование самых разных новейших технологий никогда не затмевают у этого мастера точную и ясную в своей сложности, многопластовую и идущую к самой сути режиссуру о Человеке.

Laisser un commentaire

Entrez vos coordonnées ci-dessous ou cliquez sur une icône pour vous connecter:

Logo WordPress.com

Vous commentez à l'aide de votre compte WordPress.com. Déconnexion / Changer )

Image Twitter

Vous commentez à l'aide de votre compte Twitter. Déconnexion / Changer )

Photo Facebook

Vous commentez à l'aide de votre compte Facebook. Déconnexion / Changer )

Photo Google+

Vous commentez à l'aide de votre compte Google+. Déconnexion / Changer )

Connexion à %s